Схема или распиновка подключения розетки на фаркопе для прицепа легкового автомобиля

Купил прицеп, подобрал и установил фаркоп… Можно везти груз? Проехать для пробы 100 м допускается, но без подключения сигнальных приборов на прицепе недалеко и до аварии. В любом случае, первый гаишник на пути пожелает штраф от 500 рублей в соответствии со Статей 12.5. КоАП РФ. Иными словами, в зависимости от конкретной ситуации, следует установить розетку на фаркоп легкового автомобиля и соответствующую вилку на прицеп, а также выполнить необходимые электромонтажные соединения. Бывает и такая ситуация: все светилось, как надо, годами, а потом перестало. Где и что искать?

Розетки на прицепе автомобиля бывают разные

К сожалению, розетки на прицепе автомобиля, а, значит, и вилки для них, бывают разные. В России применяют, в основном, 7-ми контактные разъемы, тогда как за рубежом используют соединения как на 7, так и на 13 пинов. (Pin в переводе с английского — «ножка, вывод»). Это связано с тем, что на Западе с давних времен популярны большие прицепы типа автодом, для подключения которых необходимо большее количество линий. При этом разъемы на 7 пин европейского и американского производства различаются как по конструкции, так и по схеме распиновки. Более того, российские и европейские семиконтактные разъемы могут отличаться по схеме подключения, и при их некорректном использовании некоторые осветительные приборы прицепа могут не работать.

Строго говоря, в розетке на фаркопе автомобиля имеются контакты и в виде штырей, а на вилке прицепа присутствуют гнезда. Такая конструкция предотвращает неправильное подключение. При этом в отсоединенном состоянии на разъеме легкового автомобиля может присутствовать напряжение, и для предотвращения замыкания контактов предусмотрена крышка.

 

Правила дорожного движения по всему миру универсальны, и они требуют наличия на прицепе легкового автомобиля сигналов поворота и стоп-сигнала. Кроме того, могут присутствовать габариты и потивотуманка. В итоге, стандартная схема подключения сигнальных осветительных приборов прицепа выглядит, как на фото.

Стандартные схемы подключения прицепа

Проще всего, когда распиновка и конструкция разъемов на прицепе и фаркопе совпадают: воткнул, проверил и — поехали. Во всех остальных случаях будем разбираться.

Распространенный в России и Европе 7-ми контактный разъем (DIN / ISO 1724)

Начнем с наиболее распространенного 7-ми контактного соединения в России и Европе. Распиновка контактов разъема представлена на рисунке.

Сечение проводов и кодировку разъемов смотрите в следующих таблицах.

Версия распиновки РФ на некоторых прицепах отличается от европейской. Оба габарита могут быть подключены к контакту 7. Если при «скрещивании» разъемов на прицепе и фаркопе правый габарит не работает, и к контакту 5 ничего не подключено, его можно соединить перемычкой с контактом 7. Другой вариант – перекинуть провод с контакта 5 на контакт 7 в вилке или розетке. Для удобства смотрите расположение контактов на разъемах с внутренней стороны на следующем фото.

Распиновка разъема на 7 контактов производства США (SAE J2863)

Розетки на прицепах США имеют 6 плоских контактов и один круглый по центру. Распиновка ее контактов представлена на рисунке. Сечение проводов и кодировку разъема смотрите в следующей таблице.

Как видим, американцы добавили в схему питание фонаря заднего хода и объединили цепи габаритных огней. Если будете менять американский разъем на европейский, учтите, что иногда в США объединяют габариты со стопами.

Распиновка европейского разъема на 13 контактов (ISO 11446)

При подключении разъема на 13 pin не допускается соединение контактов 3, 11 и 13. Если один из указанных контактов не работает, может возникнуть перегрузка по току в результате объединения разных цепей. Точно так же не следует объединять цепи на 5 и 7 контактах, так как во многих автомобилях они выполнены раздельно, что может привести к перегрузке соответствующих предохранителей. К контактам 3, 9-11, 13 подходят провода сечением 2,5 мм2. Остальные цепи выполнены проводом сечением 1,5 мм2.

Пользуясь представленной информацией, не составит труда объединить одинаковые цепи автомобиля и прицепа, выполнив их прямое соединение. При этом подобное подключение возможно для автомобилей, не оборудованных смарт-коннектом (блоком согласования). Система управления современного автомобиля контролирует токи, протекающие по его цепям. При подключении дополнительных ламп на прицепе параллельно существующим лампам на авто компьютер может выдавать ошибку. В исключительном случае можно попробовать установить на прицепе светодиодные лампы, которые потребляют сравнительно небольшой ток. Если этот «номер» пройдет – пожелаю удачи. В противном случае на прицеп придется установить смарт-коннект.

Переходники или оптимальное решение проблемы

В том случае, когда на автомобиле и прицепе уже существуют разъемы разного типа, оптимальным решением будет добавить специальный переходник или адаптер электропроводки. Очевидно, что менять один из разъемов будет заметно сложнее, а приобретать его также придется.

Так выглядит переходник розетка-вилка 7\13 pin.

Внешний вид переходника розетка-вилка 13\7 pin.

На этом фото представлен кабель-переходник розетка-розетка Европа\США 7\7 pin. После установки переходника проверьте работу всех сигнальных приборов на прицепе. Одно из соединений переходника не будет разъединяться при периодической эксплуатации прицепа. Его можно хорошенько герметизировать силиконом, что будет способствовать общей надежности электрического подключения прицепа.

Когда необходим электронный блок согласования

Повторюсь: при подключении дополнительных ламп на прицепе параллельно существующим лампам компьютер автомобиля может выдавать ошибку. Система управления современного авто контролирует токи, протекающие по его цепям, и при подключении дополнительных ламп на прицепе, параллельно существующим, нагрузка вырастает выше допустимых значений.

Еще одна возможная проблема может возникнуть при подключении прицепа к проводке автомобиля с реле поворотов старого типа. В этом случае заметно возрастает ток через лампочки поворотников, в результате фонари будут «моргать» с высокой частотой. На советских прицепах вопрос решался с помощью промежуточных реле, которые устанавливались на прицепе. Точно так же можно поступить и сейчас с помощью следующей схемы.

При этом проще попробовать использовать в поворотниках прицепа светодиодные лампы, которые потребляют заметно меньше ламп накаливания. Однако лучшее решение для любого случая — установить специальный блок согласования или смарт-коннект. Существуют авто, в которых такое устройство уже имеется. В таком применении блок управляется по сигнальному шлейфу, а его питание осуществляется проводами большого сечения.

В продаже имеются комплекты блока согласования для подключения прицепа, которые включают в себя разъемы, жгуты, клеммы, хомуты и прочие принадлежности для монтажа системы.

В этом случае осветительные приборы прицепа подключаются к блоку согласования в соответствии с его маркировкой. Управление блоком осуществляется сигналами, которые снимают с цепей питания осветительных приборов автомобиля.

Монтаж розетки на фаркопе легкового автомобиля

Ситуация нередкая: приобрел прицеп, а розетки для его подключения на фаркопе автомобиля нет. Впрочем, и его приходится устанавливать своими руками, но это отдельная история. Для монтажа розетки на авто потребуется следующее:

  • Собственно розетка, которая соответствует вилке на прицепе. Проверьте, чтобы ее контакты не болтались, а сама розетка плотно закрывалась.
  • Монтажный многожильный провод сечением полтора квадрата для сигнальных цепей и 2,5 мм2 для подключения массы. Его можно добыть из кабеля ПВС.
  • Кусок автомобильной гофрированной трубки сечением 16-20 мм и длиной до 2 м для прокладки жгута по корпусу автомобиля.
  • Качественная изоляционная лента (лучше импортная, тонкая и липкая).
  • Возможно, потребуется и термоусадочная трубка в дополнение к изоленте.
  • Бокорезы и нож для зачистки изоляции проводов.
  • Кабельные стяжки (хомуты).
  • Набор автомобильных ключей и отверток, плоскогубцы.
  • Паяльник мощностью 60-100 поможет обеспечить надежные соединения.

Процесс установки розетки на фаркоп условно можно разделить на три этапа:

  1. Находим точки подключения к электрическим цепям автомобиля.
  2. Подсоединяем провода к обнаруженным цепям для соединения с розеткой. Формируем из них жгут и подводим его к розетке.
  3. Подключаем собственно розетку и устанавливаем ее на фаркоп.

Рассмотрим универсальную схему работы, пригодную для любого автомобиля. Чтобы обнаружить точки подключения к проводке авто, неплохо иметь его электрическую схему с обозначением разъемов и цвета проводов. Требуемый кабель может быть доступен как на днище автомобиля, так и со стороны багажника. В последнем случае может потребоваться снятие его внутренней обшивки на задней панели.

Идеально, если на соответствующем кабеле имеется промежуточный разъем. В этом случае можно проверить индикатором наличие напряжения 12 В на контактах разъема при включении поворотников, стопа и пр. При этом щуп индикатора втыкаем в ячейки соответствующих контактов разъема, не производя его разъединение. Не надеемся на память и записываем цвет проводов, соответствующих всем сигналам.

Если разъем обнаружить не удается, производим проверку цепей, протыкая щупом изоляцию провода в том месте, где планируем его зачищать для подключения. В случае ошибок проколы тщательно изолируем изолентой.

Случается и так, что добраться до проводки автомобиля удается лишь непосредственно у осветительных приборов. Значит, там и будем подключаться.

Теперь переходим ко второму этапу. Последовательно зачищаем изоляцию на проводах авто и накручиваем на них провода к розетке, которые отрезаем с запасом по длине. Для сигнальных цепей используем многожильный провод сечением полтора квадрата, массу подключаем сечением 2,5 мм2. В домашних условиях для себя родного рекомендуется скрутки пропаять, хотя в сервисных центрах с этим не заморачиваются. Место соединения тщательно изолируем изолентой хорошего качества. К следующему проводу желательно подключиться со смещением, что обеспечит большую надежность изоляции и меньшую общую толщину жгута. Провод массы прикручиваем к авто через ближайший подходящий оцинкованный болт.

Затягиваем жгут из проводов в отрезок пластиковой гофрированной трубки необходимой длины. Прокладываем его к розетке фаркопа кратчайшим путем и закрепляем его к элементам кузова с помощью пластиковых хомутов. Для вывода кабеля наружу используем отверстие в багажнике с резиновой заглушкой. Прорезаем в заглушке отверстие для проводов или устанавливаем специальное резиновое кольцо с бортиками.

На третьем этапе подключаем провода к клеммам розетки. Стандартная схема разводки указана выше. Для надежного соединения в сервисных центрах на окончания многожильных проводов устанавливают гильзовые наконечники. Выполняя работу своими руками, проще концы проводов пропаять. Винтовые соединения рекомендуется смазать любой смазкой, чтобы защитить от окисления. При сборке розетки рекомендуется также использовать силиконовый герметик для защиты от влаги. В следующем видео показано, как подобная работа выполняется на сервисе.

Оцените статью:
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5
Loading...Loading...
Поделитесь с друьями!
Практическая электроника и технические поделки для начинающих
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: