Имя Вернера фон Сименса связывают с индустрией электротоваров, в которой он добился ключевых достижений благодаря своим талантам и дальновидности предпринимателя. «Telegraphen-Bauanstalt von Siemens & Halske», которая быстро превратилась в международную компанию, была создана им в 1847 году, она занималась строительством телеграфов, а начиналось все с разработки Сименсом стрелочного телеграфа. В области электротехники, пожалуй, самым ярким и серьезным его успехом был динамо-электрический принцип, который Сименс открыл в 1866 году.
Из скромных обстоятельств – По своему пути
Будущий ученый и предприниматель был родом из сельского городка Ленте, Герден, близ Ганновера, это Нижняя Саксония, Германия. Мальчик появился на свет 13 декабря 1816 года в обедневшей дворянской семье с крепкими традициями людей среднего класса. Юноша получил дворянский титул только в 1888 году. Приставка фон, свидетельствующая о принадлежности к дворянству, упоминается во всех публикациях Исторического института Сименса. Из биографии Вернера следует, что он был четвертым в семье ребенком, а всего в семье Сименсов воспитывалось 14 детей.
Будущий изобретатель свои детство и юность провел на сельской ферме Обергут в Ленте, примерно в десяти километрах к западу от немецкого Ганновера. Семья испытывала определенные материальные трудности, потому детям сложно было получить достойное образование. Вернер был вынужден оставить среднюю школу в 1834 году, не получив соответствующую степень.
В том же году он вступил в прусскую армию, где изучал науку и технику. Трехлетняя программа обучения в Artillerie- und Ingenieurschule (армейская инженерно-артиллерийская школа) в Берлине дала молодому человеку фундамент для развития его дальнейшей деятельности в области электротехники.
Как уже было сказано выше, В 1847 году Вернер фон Сименс построил стрелочный телеграф (его изобрел Александр Бейн в 1843 году), который был полностью надежен и намного превосходил все предыдущие аналоги такого типа. Это открытие позволило основать свою компанию в Берлине в 1947 году совместно с инженером Иоганном Георгом Гальске. С этого момента начинается история фирмы «Telegraphen-Bauanstalt von Siemens & Halske», которая быстро вышла на международный уровень и вскоре стала одной из крупнейших и лучших в мире.
В своих воспоминаниях Вернер фон Сименс пишет: «Поскольку Хальске поначалу сомневался, что мое устройство вообще будет работать, я создал из коробок из-под сигар, жести, нескольких кусков железа и изолированного медного провода несколько автоматических телеграфов, которые собрались вместе и заработали».
Практические инновации – Создание полезных и долговечных вещей
В дополнение к своей деловой деятельности будущий ученый активно занимался научными исследованиями. В 1866 году он сделал, вероятно, свой самый значительный вклад в электротехнику, когда, основываясь на работах Майкла Фарадея, открыл принцип динамо-электричества и, таким образом, открыл возможность для использования электрической энергии в качестве источника энергии. Сильноточная техника, как тогда называли энергетику, развивалась очень быстрыми темпами. Постоянно расширяя области применения технологии, изобретения Сименса сыграли решающую роль в ее дальнейшем развитии.
История помнит, как в 1879 году фирма Сименса и Гальске впервые продемонстрировала электрическую железную дорогу с внешним источником энергии на Берлинской торговой ярмарке. Недавно разработанные дифференциальные дуговые лампы от Siemens & Halske были установлены для ярмарки в пригороде берлинской Kaisergalerie, торговом пассаже, построенном по образцам Парижа и Брюсселя в одном из центральных кварталов Берлина. Три года спустя, компания установила первые в Берлине постоянные электрические уличные фонари на Потсдамской площади и Лейпцигштрассе.
Вскоре последовали системы электрического освещения для вокзалов, офисных зданий, заводских помещений и портовых сооружений. В 1880 году изобретатель Сименс сконструировал электрический пассажирский лифт, аналогов которому в мире еще не было. Уже на следующий год впервые в мировой практике был введен в эксплуатацию электрический трамвай в Гросс-Лихтерфельде, пригороде Берлина.
Первая электрическая железная дорога
В мае 1879 года в Берлине прошла ежегодная промышленная выставка. На ней была представлена электрическая железная дорога, которую изобрел герой нашего рассказа. Пришедшие на выставку люди были крайне удивлены, как необычный «паровоз» двигался по рельсам без пара и дыма. Это было рождением важнейшего изобретения века, которое в будущем даст жизнь метро, скоростным электропоездам, трамваям и пр.
Далеко опередивший свое время – ответственный предприниматель
Помимо того, что ученый Сименс сделал себе имя благодаря своим технологическим инновациям и смелым деловым начинаниям, он также заработал репутацию прогрессивного предпринимателя, благодаря многочисленным инициативам в области социальной политики, которые намного опережали время. В 1872 году, например, он учредил Пенсионный фонд для вдов и сирот — пенсионную схему, которая предшествовала созданию национальной пенсионной системы Германии более, чем на десятилетие. Фонд не только служил гуманитарной цели: он также поддерживал кадровую политику компании.
Столкнувшись с острой нехваткой квалифицированных сотрудников и высокой текучестью кадров, Вернер фон Сименс стремился создать и сохранить постоянный штат лояльных высококвалифицированных специалистов в своей постоянно расширяющейся компании.
Перспективная корпоративная социальная политика оставалась ключевой задачей Вернера фон Сименса. В 1888 году компания назначила своего первого судебно-медицинского эксперта в лице тайного советника доктора Кёрте, давнего семейного врача семьи Сименс. Как заявил Вернер фон Сименс в письме доктору Кёрте, его целью для компании было «… установить постоянное соглашение с надежно квалифицированным врачом». Врач уже в течение года работал «медицинским консультантом» Пенсионного фонда «Сименс» и вместе со своим сыном в последующие годы ухаживал за тяжелобольными или травмированными сотрудниками «Сименс». Письмо Вернера фон Сименса по праву можно считать основополагающим документом медицинских услуг компании.
Из биографии Вернера фон Сименса следует, что в дополнение к своей научной и предпринимательской деятельности он также отстаивал политические интересы. С 1862 по 1866 год он представлял либеральную Deutsche Fortschrittspartei в государственном собрании Пруссии. В качестве защитника патентной защиты он был назначен в недавно созданное Kaiserliches Patentamt (Прусское патентное ведомство, сегодня Немецкое ведомство по патентам и товарным знакам) в 1877 году. В 1879 году он был одним из основателей Elektrotechnischer Verein, немецкого инженерного общества, которое поощряло создание профессоров электротехники в технических университетах.
Вернер фон Сименс сделал щедрое пожертвование, которое помогло создать первое в Германии государственное учреждение для фундаментальных исследований: когда был основан Physikalisch-Technische Reichsanstalt (нынешний Physikalisch-Technische Bundesanstalt, PTB), Сименс в середине 1880-х пожертвовал средства и землю для строительства института в берлинском районе Шарлоттенбург.
За свою жизнь инженер-новатор-электрик получил множество наград в знак признания его заслуг перед наукой и обществом. Эти награды включают титул почетного доктора философского факультета университета в Берлине (1860 г.), назначение в Королевскую прусскую Берлинскую академию наук (1873 г.) и вступление в должность члена Прусского ордена Pour le Mérite (1886 г.). В 1888 году он был возведен в дворянство немецким императором Фридрихом III и получил официальную приставку к имени «фон». Выдающийся человек своего времени завершил свою жизнь в столице Германии 6 декабря 1892 года.
Что значит «Сименс» сегодня?
Можно с уверенностью сказать, что слово «Сименс» сегодня означает марку технической продукции высокого качества в широком спектре применения. В настоящее время конгломерат Siemens AG, базирующийся на территории Германии, производит электротехническое, энергетическое, электронное, медицинское, светотехническое оборудование и транспортные средства. Концерн также успешно оказывает услуги в сфере связи и транспорта. Основные управленческие структуры Siemens AG Aktiengesellschaft (AG) размещаются в Мюнхене и Берлине.