Чем можно склеить изделие из фарфора и другой керамики в домашних условиях без следов?

Изделия из фарфора и керамики есть в большинстве домов. Из этих материалов делают посуду, статуэтки и прочие украшения интерьера, раковины и другую сантехнику. Часто такие вещи дорогие, при этом достаточно хрупкие, на них легко появляются трещины и сколы. Обсудим, каким средством склеить керамику дома, как сделать следы дефекта незаметными.

Керамика и ее разновидности

Слово «керамика» произошло от греческого «керамос» – глина. К керамике относятся изделия, сделанные из различных видов глин и их смесей с минеральными добавками. Изначально из обожженной глины делали посуду, сегодня существуют различные виды материала, он используется в быту, искусстве, промышленности, строительстве, медицине.

Тип керамики зависит от ее состава. Он определяет физико-химические свойства изделий и особенности ухода за ними.

Фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика

Керамика имеет несколько разновидностей, каждая из которых обладает своими характеристиками. Пожалуй, самый известный вид материала – фарфор. Он создается при смешивании белой глины, полевого шпата и кварца. Смесь обжигают, в результате получается белое, тонкое, водонепроницаемое и звонкое изделие, из него создают посуду (кружки, блюдца, тарелки) и элементы декора.

Существует три типа фарфора:

  • Твердый. Его запекают при температуре 1500°С. Такой фарфор считается эталонным, он твердый, непрозрачный и довольно тяжелый.
  • Костяной. Создается так же, как твердый, но в его состав добавляют пережженную кость. Ингредиент придает изделию прочности, при этом оно остается белым и прозрачным.
  • Полуфарфор (мягкий). Этот тип материала был изобретен в начале XIX века, когда появилась необходимость удешевить производство фарфоровых изделий, сделать его массовым. В отличие от эталонного материала, полуфарфор обжигается при низких температурах, сохраняется его пористость, уменьшается прочность.

Полуфарфор также называют твердым фаянсом. Внешне материалы схожи, но различные технологии изготовления, составы наделяют типы керамики своими особенностями. Фаянс в отличие от фарфора:

  • пористый, впитывает влагу, из-за чего небольшие трещины на покрытии приводят к постепенному разрушению всего изделия;
  • тяжелее и толще (из-за толщины стенок звучит фаянс глухо и коротко), при этом уступает в прочности;
  • хуже проводит тепло;
  • не пропускает свет.

Фаянс стоит дешевле, чем фарфор. Он чаще используется для изготовления бытовых вещей, в том числе раковин, унитазов, плитки для облицовки, архитектурных элементов.

Еще одна популярная разновидность керамики – майолика. Раньше так называли все глиняные обожженные изделия, которые покрывались краской или глазурью. Основа майолики – красная глина, ее обжигают при высоких температурах, покрывают белой эмалью (основа) и глазурью (рисунок и роспись), затем снова обжигают. Сегодня в домах чаще всего используют плитку, сделанную в технике майолики, или изразцы для украшения интерьера. Они отличаются разнообразными цветовыми решениями и рельефностью. Материал прочный, обладает высокой теплопроводностью.

Глиняная керамика

Изделия из фарфора, фаянса и майолики – дорогое удовольствие, глиняная же керамика доступна большинству людей. Из нее создается посуда, кухонная утварь и другие вещи. В качестве сырья для такой керамики чаще используется красная глина, в состав могут добавлять различные минералы. Материал недорогой, прочный и эластичный. При необходимости регулярного использования изделие покрывают эмалью или глазурью.

В чем трудность реставрации керамических изделий?

Реставрация керамических изделий требует внимательности и индивидуального подхода. При склеивании керамики важно учитывать ее тип: с тонким фарфором работают аккуратно, велик риск, что трещины пойдут дальше. К грубой глиняной керамике нужно приложить силу. Плитки из майолики нуждаются в специальном клее.

Покрытие на посуде после ремонта восстанавливается, иначе влага, попадающая внутрь, будет разрушать изделие. На декоративных элементах швы маскируются.

Как склеить тонкую керамику?

Работа с тонкой керамикой требует терпения и осторожности. Чтобы склеить изделие, нужно:

  1. Вымыть и просушить все осколки, при необходимости обезжирить их спиртом или специальным средством.
  2. Собрать элементы, сопоставить мелкие детали.
  3. Нанести клей на одну из поверхностей. Удобно использовать зубочистку или спичку.
  4. Соединить части между собой (не передавить, чтобы трещины не пошли дальше).
  5. Промокнуть излишки клея салфеткой. После высыхания следы средства удалить с помощью ацетона.
  6. Клеить дальше по аналогии.
  7. Оставить вещь сохнуть на 12 часов в прохладном влажном месте.
Чашки или небольшие статуэтки без позолоты после склеивания полезно «проварить», это усиливает сцепление. Собранную вещь нужно поместить в кастрюлю с теплой водой, оставить ее на медленном огне на 2–3 часа. Достают фарфор только после полного остывания.

Если части плохо или неровно соединились, клей можно удалить. Для этого изделие ставят в разогретую духовку на несколько минут. Когда состав нагреется, элементы разъединяют, чистят, сушат и склеивают заново.

Перед ремонтом дорогих, ценных вещей полезно посмотреть мастер-класс по реставрации фарфора (см. видео). Если мелких осколков много, удобно использовать пинцет. Резиновые перчатки позволят не поранить руки об острые края.

Обзор готовых средств и инструкция по их применению

Клей для холодного фарфора должен быть надежным, так как повторно склеить изделие незаметно практически невозможно. Рекомендуется использовать проверенные средства:

  • «UHU Porzellan Keramik» – разработан для ремонта изделий из фарфора и керамики. Состав прозрачный, поэтому шов остается незаметным. Наносится тонким слоем, выдерживает незначительное воздействие воды. Продается в готовом виде.
  • «ABRO EC-510» – средство на основе эпоксидной смолы, сохраняет прозрачность. Устойчиво к влаге и моющим средствам, поэтому подходит для реставрации посуды. Перед использованием клей нужно приготовить: смешать два компонента, входящие в набор. Средство наносится на одну сторону, время его полного схватывания – 5 минут.
  • «Супер Момент» – универсальный клей с сильной фиксацией. После нанесения мгновенно схватывается, обладает устойчивостью к воздействию влаги и тепла. Продается в небольших тубах в готовом виде.
  • «Рапид», «АГО», «Киттификс» – это пищевые клеи, предназначенные для ремонта фарфоровых изделий. Наносятся они по аналогии с другими готовыми составами.
Можно использовать готовый клей ПВА, он наименее токсичен. Однако прочность такого соединения будет меньше, чем у казеиновых и эпоксидных составов. Шов, склеенный ПВА, дополнительно покрывают лаком.

Подручные средства и правила их использования

Для ремонта тонкой керамики используются органические растворы. Их легко сделать в домашних условиях. Можно воспользоваться любым из проверенных рецептов:

  • Взять гипсовый порошок, добавить к нему белок одного яйца, тщательно перемешать. Использовать состав нужно быстро, так как гипс моментально затвердевает.
  • Взбить один белок до состояния пены, оставить его на 24 часа. Вмешать в него пищевую соду, должна получиться консистенция густой сметаны. Состав подходит для реставрации небольших статуэток.
  • Взять литр воды, добавить в него 100 г сахара и 100 г гашеной извести. Томить на медленном огне 3,5 часа (не кипятить). Состав нужно остудить, слить лишнюю жидкость и добавить 0,5 кг размельченного плиточного клея. Смесь настаивают 12 часов, после чего используют в холодном виде.
  • Холодный фарфор реставрируется простым молоком. Этот способ подходит для небольших изделий (чашек, статуэток). В емкость наливают теплое (не кипяченое) молоко, кладут в него сломанную вещь, предварительно скрепив осколки резинкой или жгутом. Оставляют конструкцию на три дня – за это время молоко свернется и прочно скрепит детали. Если шов был свежим, место разлома будет незаметным.

Как склеить глиняную керамику?

Каким клеем лучше воспользоваться и как действовать?

Чем склеить керамику? Для ремонта керамики используются универсальные или специализированные клеи. В первом случае это растворы на основе цианокриалата, к ним относятся «Супер Момент», «Секунда», «Цианопан», «Монолит». Хорошими показателями водостойкости обладает клей «МАРС». Для всех типов керамических изделий выбирают эпоксидные составы Ф-2 и БФ-4. Они подходят для глиняной керамики, фарфора и фаянса, отлично восстанавливают раковины, маскируют сколы на унитазах, декоративных элементах.

Также для всех видов керамики подходят казеиновые составы, самый популярный из них – «Porcelan Potch». Хорошие отзывы получили универсальные средства: «Титан», «Тезис», «Эксперт». Все перечисленные растворы продаются в готовом виде, их нужно только нанести на осколки изделия.

Если ремонтировать нужно керамическую плитку, лучше воспользоваться составами для ее приклеивания на основе цемента и песка известных фирм «Ceresit», «Bergauf», «Unis».

Чтобы восстановить разбитое изделие, нужно:

  1. собрать осколки, промыть их в теплой воде (можно использовать средства для мытья посуды);
  2. высушить, обезжирить стыки частей;
  3. нанести клей на одну из сторон, дать ему подсохнуть;
  4. нанести второй слой клеевого раствора;
  5. прижать части, дать им схватиться;
  6. убрать остатки клея салфеткой или ватной палочкой.

Приклеить остальные детали по аналогии. Готовое изделие перематывают жгутом или веревкой, оставляют на 2–3 дня.

Какими домашними средствами можно склеить грубую керамику?

Если готового клея под рукой нет, можно сделать его в домашних условиях. Для грубой керамики подойдут следующие рецепты:

  • В эмалированной или металлической емкости нужно соединить скипидар и шеллак, поставить смесь на медленный огонь. Состав нагревают до тех пор, пока шеллак не растает, консистенция должна стать однородной. Необходимое количество смеси используют для склеивания частей, она хорошо подходит для обработки сколов на сантехнике. Оставшееся средство делят на порции, остужают, оставляют на хранение. Перед применением его нужно будет только растопить.
  • Для реставрации толстой керамики, фаянса подходит состав на основе извести. Для его приготовления нужна негашеная известь, мел, жидкое мыло. Все компоненты смешивают до состояния сметаны. Такой клей используется сразу после приготовления, так как он быстро схватывается.

Как замаскировать место склейки?

Если действовать аккуратно, следы ремонта будут практически незаметны. Если же работа получилось грубой или скол был слишком большим, можно:

  • затереть остатки раствора ацетоном или растворителем;
  • покрыть изделие небольшим количеством водоэмульсионной краски или глазурью под цвет вещи;
  • швы фарфоровых статуэток или ваз обработать акриловыми красками;
  • неровный шов надо переделать, схватившийся раствор легко размягчить, нагрев вещь.

Посуду после реставрации не рекомендуется использовать для приготовления пищи, регулярного контакта с продуктами. Клеевой состав под воздействием высокой температуры или кислот выделяет вредные вещества. Также шов лучше не подвергать воздействию агрессивных моющих средств и горячей воды, он может разойтись. Антикварные изделия, вещи с уникальным рисунком или позолотой лучше доверить профессиональным реставраторам.

Оцените статью:
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (3 оценили на 4,33 из 5)
Loading...Loading...
Поделитесь с друьями!
Практическая электроника и технические поделки для начинающих
Комментариев: 1
  1. Olga

    Где этот материал был раньше? Когда-то давно разбила чашку из очень красивого дорогого сервиза, клеила обычным Моментом, но делала это неуклюже. В итоге чашка стоит в серванте, но мы её не трогаем.

  2. Надежда

    Так переклейте! Нагрейте и снимите клей. Используйте современные средства. Хуже-то не будет! Я тоже клеила битые чашки, но обычно у них откалывались ручки. Все как-то получалось. Правда, горячее в такие чашки лучше не наливать.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: