Всем владельцам велосипедов знакома ситуация, когда внезапно сдувается шина. Эта неприятность обычно случается в самый неподходящий момент и может нарушить планы. В прошлом наиболее надежным решением был ремонт камеры методом вулканизации в специальных мастерских. Сейчас появились новые материалы, которые значительно упростили процедуру починки. Теперь не нужно нести велосипедную камеру в мастерскую, ее можно заклеить самому. Обсудим, что понадобится для ремонта и каким способом лучше ликвидировать утечку воздуха, если в момент повреждения человек находится далеко от дома.
Содержание
- 1. Как найти место прокола камеры?
- 2. Как использовать ремкомплект?
- 3. Из чего можно сделать заплатку для велосипедной камеры в домашних условиях?
- 4. Каким клеем лучше пользоваться?
- 5. Порядок выполнения работ
- 6. Можно ли отремонтировать камеру без клея?
- 7. Как предотвратить появление проколов и разрывов?
- 8. Что нужно всегда иметь при себе во время велосипедных путешествий?
- 9. Видео по теме статьи
- 10. Комментарии посетителей по теме статьи
Как найти место прокола камеры?
Прежде всего необходимо найти и пометить место утечки воздуха. Для этого с велосипеда снимают колесо и вынимают камеру из шины. Крупные дефекты можно заметить при визуальном осмотре. Их помогает обнаружить свист воздуха, выходящего из отверстия.
Однако случаются ситуации и посложнее. Что делать велосипедисту, если он наткнулся на россыпь колючек и повредил камеру в нескольких местах? Найти проколы в этом случае можно несколькими способами:
- С помощью воды. Этим методом пользуются при наличии поблизости емкости с водой или водоема. Надутую велосипедную камеру погружают в воду целиком и смотрят, откуда выходят воздушные пузырьки. Обнаруженные места помечают шариковой ручкой.
- Тактильный способ. Участок камеры, на котором предположительно находится отверстие, подносят к лицу. Чувствительная кожа лица или губ лучше ощущает даже небольшие утечки, из которых воздух выходит беззвучно.
- С использованием пены. Мыльный раствор взбивают, образовавшуюся пену наносят на поверхность шины. Вместо мыла можно смешать с водой средство для мытья посуды или шампунь. Точки повреждения можно найти по быстро увеличивающимся в объеме одиночным пузырькам.
- С применением пудры. Поверхность камеры посыпают пудрой, тальком, мукой, крахмалом или другим мелкодисперсным порошком. В походных условиях его можно заменить мелкой пылью. В месте повреждений выходящий воздух сдует порошок.
Как использовать ремкомплект?
Ремкомплектом называют набор для устранения мелких неисправностей, к которым относятся и повреждение каучуковой или бутиловой камеры велосипеда. В него входят средства для заклейки и инструменты, которыми демонтируют колесо и извлекают прохудившуюся камеру из шины. Такой комплект можно купить как в магазинах для велосипедистов, так и онлайн.
Пример комплектации ремкомплекта китайского производства:
- портативный футляр;
- инструкция;
- набор ключей разных размеров;
- вспомогательные приспособления для извлечения камеры из шины;
- насос;
- тюбик с клеем;
- приспособление для зачистки поверхности шины;
- заплатки большого, среднего и маленького размеров.
Наборы такого типа стоят от 500 рублей. Они укомплектованы инструментами, позволяющими отремонтировать велосипед своими руками, не прибегая к услугам мастерской. Упрощенный ремкомплект состоит из набора латок, клея и наждачной бумаги для зачистки места прокола. Он стоит меньше.
Примеры наборов для починки:
- «Park Tool Vulcanizing Patch Kit» за 280 рублей. Содержит 4 круглых (диаметром 25 мм) и 2 овальных (25 × 35 мм) заплатки, клей, наждачную бумагу.
- «Lezyne Smart Kit» по цене 290 рублей. Состоит из листа наждачной бумаги и 6 заплаток, покрытых с одной стороны суперлипким клеевым слоем.
- «Park Tool Super Patch Kit» за 360 рублей. Содержит листок наждачной бумаги и 6 самоклеящихся латок диаметром 25 мм.
- «Green Cycle YC-129A» за 278 рублей. Содержит тюбик клея, наждачную бумагу, крючки для извлечения камеры из покрышки, круглые заплатки.
Порядок работы:
- демонтировать колесо;
- вынуть камеру из шины;
- найти и отметить место повреждения;
- выпустить из камеры воздух;
- зачистить поверхность камеры в месте прокола до полного удаления грязи и получения черного матового цвета;
- нанести на отверстие и вокруг него тонкий слой клея;
- распечатать латку, стараясь не касаться пальцами оранжевой обезжиренной стороны;
- приложить заплатку обезжиренной стороной к смазанному клеем участку и прижать пальцами;
- удалить защитную пленку с наружной стороны латки;
- выждать указанный в инструкции период высыхания клея;
- накачать шину и проверить герметичность.
Из чего можно сделать заплатку для велосипедной камеры в домашних условиях?
Эти виды починки не гарантируют долговременного результата, но это от них и не требуется. Цель временной заплатки – заклеить прокол и дать возможность добраться на испорченном велосипеде до дома или другого места, где можно сделать качественный ремонт.
Материалы для временных заплат:
- полиэтиленовая пленка, туго обвязанная вокруг поврежденного места;
- изолента;
- медицинский пластырь;
- кусочек картона, резины или ПВХ-полотна, посаженный на двусторонний скотч.
После починки камеры таким способом следует позаботиться о том, чтобы временная заплата не сдвинулась со своего места. Для этого камеру помещают в покрышку и накачивают больше обычного. Избыток воздуха раздувает камеру и сильно прижимает ее стенки, в том числе и залатанный участок, к внутренней части покрышки, не давая ему сдвинуться во время движения.
Каким клеем лучше пользоваться?
Каждый велосипедист рано или поздно сталкивается с проблемой выбора клея. Он понадобится не только тем, кто сам вырезает латки из подручных материалов. В большинстве комплектов клей заканчивается раньше латок, и его тоже приходится докупать. Как выбрать подходящий состав из имеющегося в магазинах ассортимента?
Клей должен быть совместим с резиной, быть водостойким, сохранять прочность в условиях повышенного давления, иметь удобную упаковку. Важной характеристикой является период полимеризации конкретного клея.
Если ремонт не срочный, то можно воспользоваться долгосохнущими адгезивами, например: «Спрут» (40 руб./50 мл), 88-СА (50 руб./60 мл), «Момент-1 Классик» (110 руб./50 мл). Перечисленные составы высыхают в течение суток и стоят недорого. Однако они не годятся для срочной починки. После заклейки велосипедом нельзя пользоваться в течение 24 часов, а это не всегда приемлемо.
Для мгновенного устранения утечки воздуха и ремонта в полевых условиях больше подойдут быстросохнущие адгезивы: «Loctite Super Attak Gel» (300 руб./3 мл) и его отечественный аналог «Супер Момент Гель» (50 руб./3 мл). Преимуществом этих составов является полимеризация в течение 5 секунд. Недостаток – более высокая стоимость при меньшем объеме. Кроме того, использование таких суперклеев требует определенной сноровки, т. к. неправильно наложенная заплата мгновенно приклеится к камере, и ее нельзя будет переклеить.
Порядок выполнения работ
Порядок действий:
- разъединить тормоза на подлежащем ремонту колесе;
- отпустить эксцентрик;
- с использованием гаечного ключа снять колесо и положить его горизонтально;
- опустить велосипед на землю левым боком вниз, чтобы не повредить переключатель скоростей;
- стравить остатки воздуха из камеры, открыв ниппель;
- одной из пластиковых демонтажных лопаток зацепить край покрышки за борт;
- с помощью второй лопатки круговым движением извлечь покрышку;
- вытащить камеру из-под освободившегося края, стараясь не смещать покрышку относительно обода колеса;
- осмотреть покрышку и прощупать руками с целью обнаружения вызвавших прокол шипов, осколков стекла или других острых предметов.
На следующем этапе выполняется починка камеры одним из способов:
- ремкомплект;
- посадка самостоятельно изготовленной латки на клей;
- временный ремонт с помощью подручных материалов;
- наложение жидкой латки или герметика;
- вулканизация.
Затем заклеенную камеру проверяют на герметичность и вставляют обратно в покрышку. Делается это так:
- вставить ниппель камеры в отверстие в ободе колеса;
- двигаясь по кругу, руками заправить камеру в покрышку;
- немного подкачать камеру, примерно наполовину;
- заправить разбортированный ранее край покрышки под обод;
- убедиться в том, что камера и покрышка легли правильно;
- накачать камеру до рекомендуемого производителем давления;
- установить колесо;
- закрутить эксцентрик;
- застегнуть тормоза.
Можно ли отремонтировать камеру без клея?
Заклеить дырку в велосипедной камере можно и без клея. В последнее время в продаже появился продукт, позволяющий ликвидировать даже множественные отверстия без заклеивания. Этот продукт называется антипрокольной жидкостью и представляет собой взвесь частиц углеволокна в вязком полимере. Полимер с волокнами заливается внутрь камеры и под действием центробежной силы распределяется по ее стенкам ровным слоем.
В момент прокола струя воздуха устремляется наружу и увлекает за собой волокна, которые застревают в дырке. Образовавшаяся пробка пропитывается жидким компонентом герметика и прочно заделывает отверстие. Получившаяся микролатка находится внутри и дополнительно удерживается за счет давления воздуха в полости камеры. Данный способ может применяться как для экспресс-ремонта, так и для профилактики утечки воздуха в случае повреждений.
Флакон с антипрокольной жидкостью оснащен наконечником, через который можно залить состав в камеру через ниппель. Огромный плюс этого метода заключается в том, что для починки не требуется снимать колесо с велосипеда и извлекать камеру.
Другой метод заделывания поврежденной резины известен давно и называется горячей вулканизацией. Место прокола спрессовывают и нагревают до температуры плавления каучука. Эта температура составляет 140–150°С и может быть получена не только в шиномонтажной мастерской, но и в домашних условиях с помощью утюга.
Порядок действий:
- выпустить воздух из камеры;
- очистить поверхность в области прокола от загрязнений и ошкурить наждачной бумагой;
- положить на стол или другую горизонтальную поверхность проколом вверх;
- наложить готовую латку или вырезанный самостоятельно кусочек резины;
- поставить регулятор температуры на 150°С и включить утюг;
- накрыть латку листом бумаги или толстой х/б тканью и поставить на нее горячий утюг;
- нажимать утюгом в течение 5 минут;
- убрать утюг и бумагу, дать резине полностью остыть;
- проверить качество ремонта.
Как предотвратить появление проколов и разрывов?
Полностью исключить вероятность проколов не получится, однако есть несколько способов, могущих сократить количество повреждений и ремонтов. Меры профилактики таковы:
- выбирать более плотные покрышки, например, шоссейные;
- покупать покрышки с антипрокольным слоем;
- своевременно менять изношенную резину на новую;
- устанавливать камеру, соответствующую размеру покрышки или чуть большую для обеспечения плотного прилегания;
- не использовать камеры дольше положенного срока годности (от 3 до 4 лет);
- не ездить без необходимости по пересеченной местности, а подозрительные участки преодолевать пешком, ведя велосипед рядом.
Что нужно всегда иметь при себе во время велосипедных путешествий?
Собираясь в велосипедное путешествие, нужно быть готовым к тому, что велосипед может повредиться вдали от автомастерских и веломагазинов. Приятная велопрогулка может быть сорвана, если у велосипедиста не будет возможности починить своего двухколесного коня.
Избежать этой ситуации можно, если взять с собой в дорогу несколько принадлежностей для устранения мелких неисправностей. Они не займут много места, но зато спасут владельца велосипеда от множества неприятностей, связанных с поломкой, и придадут уверенности.
Список рекомендуемых предметов:
- ремкомплект;
- шариковая ручка;
- мини-насос;
- набор ключей;
- крючки для снятия покрышки;
- флакон герметика;
- запасная камера.
Мне как-то посоветовали брать камеру немного большего диаметра, чем положено для данной покрышки. Тогда даже в случае прокола она остаётся плотно прижатой к стенкам покрышки и воздух не может раздвинуть края отверстия.
Ремкомплект надо всегда возить с собой. Раньше у великов для этого специальная сумочка была, к сиденью пристегивалась. Сейчас не знаю, у меня велик раритетный, еще советский! Отец за ним как за дитем ухаживал, и мне достался!)))