Как в домашних условиях покрасить изделие из алюминия, какую краску выбрать, чтобы она не облезла?

В каждом доме есть множество вещей, которые полностью или частично изготовлены из алюминия. Зачастую у нас возникает необходимость покрасить раму окна или двери, уголок для полки или рейлинги и бампер автомобиля. С какими неожиданными трудностями можно столкнуться при выполнении таких работ своими руками? Постараюсь лаконично изложить, как решить возможные проблемы и добиться качественного результата покраски алюминиевых поверхностей в домашних условиях.

Особенности алюминия: почему материал так сложно покрасить?

Неопытных мастеров при покраске изделий из алюминия нередко ожидает неприятный сюрприз. Он заключается в том, что аккуратно нанесенная краска быстро разрушается и облезает без особых на то причин.

Виной этому не плохое качество красителя, а неправильный подход к процессу покраски. Алюминий, в отличие от других, более инертных металлов, активно ведет себя во внешней среде. При контакте с содержащимся в воздухе кислородом он моментально покрывается оксидным слоем. Этот слой образует плотную пленку, на которую плохо ложится краситель. В результате этого краска быстро облазит или осыпается при трении.

Чтоб результат покраски алюминия был долговечным, требуется правильно подготовить поверхность, удалив с нее оксидную пленку. Это можно сделать одним из двух способов, предложенных ниже.

Технология анодирования и покраски в домашних условиях

Анодирование, или анодное оксидирование, – это процесс анодного окисления металла, когда предмет погружают в раствор электролита и подвергают воздействию постоянного электрического тока. При этом формируется слой, который отличается от того оксидного слоя, который образуется при контакте с кислородом на воздухе. Полученная этим методом оксидная пленка более рыхлая, поэтому лучше впитывает краситель. Смысл анодного оксидирования заключается в том, чтобы обеспечить более прочное сцепление краски с алюминиевой поверхностью.

В промышленных условиях для анодного оксидирования алюминия используют раствор серной кислоты и специальные емкости, устойчивые к агрессивной среде. Копировать этот процесс в домашних условиях сложно и опасно, однако существует второй, более доступный способ. Для его осуществления потребуются доступные всем поваренная соль и питьевая сода.

Этапы анодного оксидирования в домашних условиях:

  1. приготовление насыщенных солевого и содового растворов (для этого соль или соду постепенно добавляют в воду, пока они не перестанут растворяться);
  2. процеживание и смешивание растворов соли и соды (к 1 части солевого раствора добавляют 9 частей содового);
  3. ошкуривание алюминиевой поверхности мелкозернистой наждачной бумагой (требуется для удаления имеющейся оксидной пленки);
  4. обезжиривание поверхности (с помощью керосина, ацетона или специальной жидкости);
  5. промывание в воде (следует как можно меньше касаться детали руками во избежание повторного загрязнения кожным жиром);
  6. заполнение алюминиевой емкости раствором электролита (размер должен быть достаточным для полного погружения детали);
  7. подключение минусового электрода к емкости, а плюсового – к детали (оптимальная сила тока составляет 2 А, напряжение –около 12 V, время воздействия – от 1,5 до 2 часов).

Требуемое в нашем случае питание вполне обеспечит зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. По мере выдержки в растворе алюминиевая поверхность утрачивает металлический блеск и начинает менять цвет с серебристого на матовый, голубовато-серый. После окончания процедуры следует отключить ток, отсоединить электроды, вынуть алюминиевое изделие из раствора, промыть под струей воды и просушить. Деталь готова к покраске.

Красят анодированный алюминий анилиновыми красителями. Для этого в литре воды растворяют 15 г краски, 1 мл 70-процентной уксусной эссенции, подогревают до 70°С и погружают в красящую смесь деталь. Время окрашивания составляет от 10 до 15 минут.

Как покрасить изделие из алюминия без анодирования?

Алюминиевые изделия можно покрасить, не прибегая к анодированию. Этот метод хорошо подходит для крупногабаритных деталей (автомобильный бампер, длинный профиль или лист больших размеров), для анодирования которых сложно найти подходящую по объему емкость. При данном методе покраски имеющийся оксидный слой удаляют механическим путем и проводят предварительную грунтовку.

Последовательность действий:

  • Тщательное ошкуривание предмета для удаления оксидного слоя. Во избежание царапин для шлифовки берут мелкозернистую наждачную бумагу с размером зерна от Р80 до Р100;
  • Грунтование под краску (черной грунтовкой для темных и белой – для светлых оттенков). Грунтовка продается в виде готового к использованию аэрозоля или двухкомпонентной смеси. Аэрозоль стоит от 200 до 500 руб., наносится в один слой и высушивается в течение 2 часов. Второй вариант сложнее, но дает более надежный результат. После смешивания компонентов между собой наносится валиком или кистью и сушится около часа. Двухкомпонентная грунтовка ВЛ-02 стоит около 700 руб. за упаковку 800 г.
  • Окрашивание. Краску из аэрозольного баллончика распыляют с расстояния от 20 до 30 см движениями сверху вниз. Рекомендуется наносить от 3 до 4 тонких слоев с промежуточной просушкой в 5 минут. Послойное нанесение дает более гладкую поверхность без потеков. Для окончательного высушивания следует выждать около 6 часов.
  • Нанесение лака. Пленка из лака образует красивый глянцевый слой и обеспечивает дополнительную защиту от влаги. Один из вариантов – двукомпонентный лак ЭП-730 на основе эпоксидных смол. Его стоимость составляет около 232 руб. за кг.
На всех этапах покраски необходимо соблюдать технику безопасности. Составы для грунтования, покраски и лакирования содержат вредные для здоровья летучие вещества. Работы следует выполнять в защитных перчатках, респираторе и специальных очках.

После завершения покраски нужно сменить одежду и тщательно вымыть руки и лицо водой с мылом. Помещение для работы должно хорошо вентилироваться, в нем не должно быть пыли и насекомых, которые могли бы прилипнуть к свежевыкрашенной поверхности.

Использование порошковых красок

Порошковая окраска была изобретена в 1950 году. Суть данного метода заключена в напылении сухого порошкообразного красителя на металлическую поверхность с последующей термообработкой. Под действием высокой температуры расплавленные частички краски спекаются между собой, образуя прочный слой.

Краску, нанесенную порошковым методом, практически невозможно удалить, т. к. она прочно сцепляется с металлом, защищая его от повреждений и коррозии. Порошковым напылением пользуются для окраски запчастей, подверженных частым механическим повреждениям, например, автомобильных бамперов. Этот способ позволяет идеально окрасить детали сложной конфигурации и профили с рифленой поверхностью.

Этапы порошковой окраски:

  1. предварительная обработка (очистка, полировка, обезжиривание, воздействие антикоррозийным составом);
  2. напыление красящего порошка (при этом деталь и частицы краски заряжают противоположными зарядами, под действием которых порошок прилипает к поверхности металла);
  3. термообработка (деталь помещают в печь с температурой 150–220°С для полимеризации).

Можно ли воспользоваться этим способом покраски в домашних условиях? Сама техника нанесения краски проста, и ею может овладеть каждый. Однако для работ необходимо специальное оборудование (распылитель, поляризационная камера, печь для термообработки), а также идеально чистое помещение без пыли. Все это стоит немалых денег и окупается лишь в случае, когда мастер планирует работать на заказ на постоянной основе. Для одноразовой окраски целесообразнее воспользоваться услугами специальной мастерской.

Таким образом, мы ознакомились с тремя вариантами окраски алюминия своими руками в домашних условиях. Рекомендую к просмотру следующий видеоролик, который разрешит возможные вопросы.

Оцените статью:
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (2 оценили на 4,50 из 5)
Loading...Loading...
Поделитесь с друьями!
Технические поделки и практическая электроника для начинающих
Комментариев: 1
  1. Алексей

    Вариант с домашней покраской хорошо работает только для мелких деталей. Что-то покрупнее лучше красить раз и навсегда в мастерской порошковым методом. Лучше заплатить один раз, чем постоянно переделывать самому.

  2. Олег

    Я считаю, надо уметь все. Не раз нарывался на таких умельцев, что переделывать приходилось, и выходило намного дороже. Машину, конечно, сам красить не буду, да и не так в ней много деталей из алюминия!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: