Схемы реле задержки включения и выключения на 12 В

Зачастую возникает необходимость включить электронное устройство через некоторое время или, наоборот, задержать его выключение. Мы рассмотрим три варианта реле времени на 12 В, которые нетрудно собрать своими руками. Особенно актуальны эти схемы для применения в автомобиле.

Схема задержки включения на транзисторе

При повороте ключа в замке зажигания автомобиля питание на радар-детектор и навигатор подается сразу. Далее, при включении стартера, все приборы отключаются, а когда двигатель запускается, они подключаются вновь. Такое не нравится ни водителю, ни гаджетам. Если же питание на дополнительное оборудование подать через реле задержки включения, все будет ОК. Простейшая схема, представленная на рисунке, обеспечивает задержку 5-10 секунд, чего вполне достаточно в нашем случае.

Реле задержки питания приборов подойдет и для автомобилей с электрооборудованием на 24 В. При этом необходимо реле на 24 В, а конденсатор и транзистор должны выдерживать максимальное напряжение не менее 40 В. Схему монтажа в «живом виде» смотрите на следующей картинке. Она будет полезна для тех, кто впервые собирает электронное устройство своими руками.

Для системы на 4-х элементах нет необходимости делать специальную печатную плату, достаточно и универсальной монтажной. Компоненты припаяны к контактным площадкам, а соединения выполнены с помощью перемычек.

Общий провод устройства -12 В надо надежно соединить с корпусом автомобиля. Вход +12 вольт удобно подключить к гнезду прикуривателя. К выходу подключаем дополнительные приборы и больше они не «поют и не пляшут» при запуске двигателя!

Простейший таймер задержки выключения 12 В

Простейший таймер обеспечивает задержку отключения 12 В примерно на 5-10 секунд. Такое устройство будет полезно при подключении камеры парктроника автомобиля. Обычно она питается от лампочки заднего хода, которая гаснет при выключении задней передачи. Однако водителю полезно наблюдать ситуацию позади авто еще некоторое время.

Это же устройство подойдет для задержки выключения освещения в салоне автомобиля после закрывания двери. При этом время задержки может быть увеличено. Таймер пойдет и для автомобилей с электрооборудованием на 24 В. При этом необходимо реле на 24 В, а конденсатор и транзистор должны выдерживать максимальное напряжение не менее 40 В.

Основа схемы — полевой транзистор и реле на 12 В. Время задержки определяется емкостью конденсатора С1 и сопротивлением резистора R1. Для данной схемы время задержки вычисляется по формуле Т=2R х С. Если емкость выражена в микрофарадах, а сопротивление в мегаомах, время получится в секундах.

Диод D1 запрещает разряд конденсатора С1 через источник сигнала (лампу). Диод D2 защищает транзистор от ЭДС самоиндукции катушки реле. V1- почти любой низковольтный полевой МОП-транзистор. Его максимальный ток нагрузки должен быть заведомо больше рабочего тока катушки реле. Топология печатной платы представлена на рисунке.

Верхний по схеме вывод +12 V подключаем к плюсу, например, от прикуривателя. Вывод GND — общий, его соединяем с корпусом авто. Вход IN подключаем к плюсу на лампочке заднего хода. С выхода OUT+12 V питание подается на управляемое устройство (парктроник).

Сверху на плате мы видим только реле и разъем для подключения. Остальные элементы паяем со стороны печатных проводников.

Собираем своими руками реле времени до 30 минут

Цель этой простой системы – автоматическое отключение любого устройства от электропитания через заданное время. Это важно, если источником питания является батарея или аккумулятор. Устройство не потребляет ток, когда оно неактивно. Его можно использовать для задержки выключения камеры заднего вида или освещения салона автомобиля. В этом случае управляющий сигнал подается на резистор R2 (вместо кнопки S1).

Как работает устройство

Для управления таймером используются две кнопки. Нажатие кнопки S1 вызывает подключение резистора R2 к положительному полюсу источника питания, и транзистор Т1 открывается.

Реле срабатывает, и цепь нагрузки замыкается. Электролитический конденсатор С1 заряжается. Когда мы отпустим кнопку, С1 будет медленно (около 10 минут) разряжаться через резистор R4 и потенциометр PR1. Когда напряжение на базе Т1 упадет ниже 1,2 В, транзистор перестанет проводить ток, отключит реле и закоротит конденсатор С1 через низкоомный резистор R1, который затем быстро разрядится. Если мы хотим прервать медленный процесс разрядки, т.е. сразу отключить нагрузку, достаточно нажать кнопку S2.

Конденсатор разряжается через резистор R2. Светодиод D2 сигнализирует о состоянии системы. Емкость конденсатора С1 можно увеличить до 4700 мкФ – тогда время отключения увеличится примерно до 30 минут. Потенциометр PR1 позволяет регулировать время работы устройства.

Топология печатной платы представлена на рисунке. Если все собрано правильно, реле начинает работать сразу. Потенциометр PR1 позволяет установить необходимое время задержки отключения питания прибора на 12 В.

Перечень элементов схемы

РЕЗИСТОРЫ:

  • R1, R2, R6 -10 Ом;
  • R3 — 22 кОм;
  • R4 — 100 кОм;
  • R5 — 2 кОм;
  • PR1 — 1 МОм.

КОНДЕНСАТОРЫ:

  • С1 — 220 мкФ.

ПОЛУПРОВОДНИКИ:

  • D1 — 1N4148;
  • D2 — светодиод;
  • Т1 — BC517.

ПОЧИЕ ЭЛЕМЕНТЫ:

  • PRZEK1 — реле JQX-68F 12 В;
  • S1, S2 — микропереключатели;
  • разъем ARK2 – 2 шт.
Оцените статью:
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5
Loading...Loading...
Поделитесь с друьями!
Практическая электроника и технические поделки для начинающих
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: