Как сделать простейшую схему сигнализации на авто своими руками

При определенном желании собрать своими руками автомобильную сигнализацию вполне реально. Конечно, о всяких “наворотах” придется забыть; не будет управления центральным замком и стеклоподъемниками, как впрочем и всех остальных сервисных функций, не будет даже брелока. При этом авторская система защиты от угона обеспечит единственное и главное – сигнализацию о попытке проникновения в автомобиль или демонтажа “лишних” деталей при помощи датчика вибрации/удара и концевых выключателей дверей, капота, багажника.

Схема самодельной автосигнализации

Электрическая схема достаточно проста и приведена на рисунке. Работает она таким образом.

Усилитель на транзисторах VT1, VT2 усиливает сигналы датчика вибрации А1 и управляет тиристором VS1. На базу транзистора VT2 также подается сигнал от концевых выключателей дверей, капота, багажника. С другой стороны, напряжение на анод тиристора VS1 подается с каскада на транзисторах VT3, VT4. В цепь базы транзистора VT3 включен электролитический конденсатор большой емкости С3.

В результате при подаче на схему питания секретным тумблером конденсатор C3 начинает постепенно заряжаться через сирену автомобиля и цепь из резисторов R6, R7. Во время заряда С3, транзисторы VT3, VT4 остаются закрытыми, а, значит, и тиристор VS1 заперт. Таким образом, схема не реагирует на сигналы датчика А1 и концевых выключателей, что дает возможность выйти владельцу из автомобиля и закрыть двери.

По истечении ориентировочно 20 сек. конденсатор С3 заряжается, и на базе VT3 появляется необходимое напряжение для открывания транзистора. Теперь при наличии сигнала с датчика вибрации или концевых выключателей тиристор VS отпирается, и теперь уже конденсатор С4 начинает заряжаться через цепь VS1, VT4, R10.

Прекращение сигналов с датчика А1 или закрывание двери на ситуацию уже не влияет: специфика работы тиристора такова, что он продолжает оставаться открытым при наличии постоянного напряжения на аноде. Если срабатывание датчиков было вызвано появлением владельца, то во время заряда конденсатора С4, т.е. ориентировочно 20 сек, у него есть возможность отключить сигнализацию секретным тумблером. В противном случае, после заряда С4 откроются транзисторы VT5, VT6, и включится реле KV1, которое своими контактами подает сигнал на сирену автомобиля.

Но это еще не все. Дело в том, что сигнализация реализует функции “ограничения времени сигнала тревоги”. Проще говоря, через замкнутые контакты реле и резисторы R6, R7 начнет разряжаться конденсатор С3. Через некоторое время произойдет закрывание VT2, VT3, VS1, VT5, VT6, и реле KV1 отключится. Схема вновь готова к работе.

Детали и конструкция сигнализации

Конденсаторы и резисторы – любые малогабаритные. Реле KV1 – на 12 В с рабочим током катушки не более 100 мА и контактами, рассчитанными на ток не менее 5 А. Последнее требование можно снизить до 0,5 А, если для управления сигналом автомобиля используется промежуточное реле (ВАЗ-2106).

Датчик А1 придется изготовить самому. Он представляет собой катушку со стальным сердечником, в непосредственной близости от которой находится постоянный магнит, закрепленный на плоской пружине. Вибрация корпуса автомобиля вызывает колебания магнита на пружине. Переменное магнитное поле наводит ЭДС в обмотке катушки, которая регистрируется схемой.

Катушку наматывают на сердечнике диаметром 10 -15 мм со стальным сердечником диаметром 3 мм. Намотку ведут проводом 0,06 – 0,07 мм до заполнения. Возможно использование подходящей по конструкции катушки электромагнитного реле. Постоянный магнит, размерами не менее 25х10х5 мм, укрепляют с помощью ниток и клея на плоской стальной пружине. Подойдет пружина от будильника с длиной отрезка 60 – 80 мм. Катушку и пружину с магнитом жестко укрепляют на печатной плате таким образом, чтобы магнит перемещался вдоль боковой стороны катушки возможно ближе к ее поверхности. В дальнейшем блок с печатной платой располагают так, чтобы магнит перемещался перпендикулярно поверхности земли.

Положительный полюс питания (+12 В) подключают через тумблер, который должен быть надежно упрятан от глаз злоумышленника и быть легко доступным для владельца. Надо отметить, что это не простая задача, к решению которой надо подойти творчески. Итак, мы дали несколько советов по решению проблемы угона своими силами. Это были вполне конкретные предложения, которые дадут реальный эффект. Однако не следует «зацикливаться» на предложенном.

Другие идеи защиты авто от угона

Электрическая схема автомобиля – далеко не единственное поле действия противоугонных средств. Закройте подачу воздуха в карбюратор, и машина будет глохнуть. Точно так же – заткните картошку в глушитель – эффект будет тот же самый. Картошку, пожалуй, извлекать будет трудновато. А вот если изготовить специальную пробку, устанавливаемую с помощью какого-нибудь ключа, получится вполне приличная “противоугонка” для использования в гараже.

Опять же, если зимой Вы машиной не пользуетесь, ну, кто мешает снять аккумулятор? Все равно его нужно подзаряжать каждые 2 месяца. Это относится и к бегунку распределителя, и к катушке зажигания…

О механике. Конечно, фирменные замки очень удобны и достаточно надежны. Но, если необходимо защитить машину прежде всего ночью, т.е. в гараже, на стоянке или под окнами дома, удобством можно пожертвовать. Иными словами, если вместо шахматной партии с соседом немного поломать голову, наблюдая подкапотное пространство своей машины, обязательно можно обнаружить труднодоступное место для хорошего замка с какой-нибудь дополнительной скобой.

Идея состоит в том, чтобы замкнуть рулевую тягу или привод коробки передач и т. д. в таком месте, где невозможно Ваше изобретение ни перепилить, ни высверлить личинку замка. Конечно, владельцу также будет трудно все это снимать или устанавливать, зато “и дешево, и сердито”.

Итак, — фантазируйте! И чем смелее будет Ваша фантазия, тем более неожиданными окажутся решения для угонщиков. Не забывайте только уместную здесь заповедь врача: “Не навреди!” – ни людям, ни себе, ни автомобилю.

По материалам книги «Противоугонные автомобильные системы». А. Мирошников.

Своими руками: от поделок в саду до строительства дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: